Управление по образованию, спорту и туризму
Минского районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Гатовский ясли-сад №1»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий
Государственного учреждения образования
«Гатовский ясли-сад №1»
_____________ О.Г. Гижицкая
«____» __________ 2018 г.
Отчет о результатах реализации педагогического проекта
«Технология проектно-исследовательской деятельности
как средство становления и развития субъектности дошкольника»
Руководитель педагогического проекта:
Гижицкая Ольга Геннадьевна, заведующий.
Срок осуществления руководства реализацией проекта:
2016/2017-2017/2018 учебный год.
Актуальность реализации педагогического проекта
Современная система образования – это результат перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. Образование стало частью социальной жизни общества. Изменение роли образования в обществе обусловило внедрение инновационных процессов. Из социально-пассивного, образование становится активным. Раньше безусловными ориентирами образования были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.
Предполагается, что образовательный процесс в учреждении образования должен быть направлен на достижение такого уровня образования воспитанников, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения образовательных и учебных задач теоретического или прикладного характера. В настоящее время у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения – поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания и саморазвития.
Главная цель исследовательского обучения – формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности.
Для развития субъектной позиции ребёнка необходимо создавать условия в разных видах его деятельности. Одним из главных условий является использование современных педагогических технологий, направленных на обогащение субъектного опыта ребёнка – это методика детского экспериментирования, метод проектов, методика исследовательского обучения.
Перед педагогами стоят задачи по организации образовательного процесса, который направлен на развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями; на интеграцию познавательного содержания образования; на осуществление деятельностного подхода и создание мотивационно - развивающей среды для развития поисковой деятельности. Решению вышеназванных задач будет способствовать применение технологии проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе учреждения дошкольного образования.
Использование данной технологии позволяет повысить качество образовательного процесса в учреждении дошкольного образования,повысить профессиональную компетентность педагогов, сформировать их мотивационную готовность к освоению методов и технологий для развития у детей познавательной активности,обеспечить организацию образовательного процесса на основе деятельностного подхода. В период реализации проекта в учреждении дошкольного образования создаются условия, способствующие становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира. Выполнение организационно-методической работы является способом повышения педагогической культуры родителей по вопросу развития познавательной активности детей и активизирует их вовлечение в образовательный процесс. В учреждении дошкольного образования пополняется методическая база по теме «Технология проектно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».
Результаты реализации педагогического проекта
Образовательные результаты:
Цель проекта:
Повешение качества образовательного процесса посредством технологии проектно-исследовательской деятельности.
Задачи реализации педагогического проекта:
- Определение стратегии и планов реализации технологии проектно-исследовательской деятельности в условиях деятельности учреждения дошкольного образования
- Организация деятельности педагогического коллектива по реализации формирования и развития субъектности дошкольников в процессе проектно-исследовательской деятельности.
- Создание комплекса условий для эффективного освоения и реализации технологии.
- Разработка материалов и механизмов мониторинга хода реализации и результатов технологии.
- Организация психологической и методической поддержки участников проектной деятельности.
- Накопление опыта деятельности учреждения дошкольного образования по становлению и развитию субъектности ребёнка посредством технологии проектно-исследовательской деятельности.
Характеристика проектных продуктов:
В рамках педагогического проекта образовательная деятельность планируется и организуется в зависимости от сроков реализации краткосрочных тематических исследовательских проектов с воспитанниками, а именно:
- На один день.
- На одну неделю
- На один месяц
Педагог оформляет работу в виде недельного планирования – «паутинки», составляет методический материал по теме краткосрочного проекта, ведёт сбор продуктов деятельности воспитанников.
Проектно-исследовательская деятельность включает:
- тема недели
- цель
- виды детской деятельности (нерегламентированная деятельность)
- содержание нерегламентированной деятельности
- методический материал по теме
- продукты деятельности воспитанников
- задания, выполненные воспитанниками совместно с родителями
- материал о работе над темой (фотоотчёт)
- дневник педагога о работе по теме исследовательского проекта
- продукт проектно-исследовательской деятельности: альбомы, книжки-малышки, лэпбуки, книжки-загадки и.т.п..
Важным условием реализации проектно-исследовательской деятельности является использование эффективных форм взаимодействия с родителями (законными представителями), обеспечивающих продуктивность общения всех участников образовательного процесса. При реализации проектно-исследовательской деятельности педагогом группы осуществляется дифференцированный подход при взаимодействии с семьями воспитанников с учетом социальнопсихологических характеристик тех или иных групп родителей, типов семей и условий их жизнедеятельности.
При организации образовательного процесса в течение дня актуальной является проблема создания безопасной, здоровьесберегающей, психологически комфортной и адаптивной среды жизнедеятельности воспитанников.
При реализации проектно-исследовательской деятельности с воспитанниками педагогом группы № 10 Леус В.И. структурирован методический материал по темам: «Загляни в волшебный мир леса» (2016/2017 уч.г.) и «Аисты» (2017/2018 уч.г.). Накоплен достаточный материал: ежемесячное планирование по теме, конспекты занятий, планирование работы по проекту.
В 2016/2017 учебном году созданы дидактические материалы:
Альбомы: «Перелётные птицы», «Медведи всего мира», «Пернатые жители леса», «Куница», «Аисты», «Журавль», «Муравьи», «Утки», «Серая цапля», «Бобры - лесные жители, весёлые строители», «Наши лиственные деревья», «Дары леса», «Великан из семейства оленей».
Книжки-малышки: «Птица, какая она», «Животные леса. Кто я», «Леса мира», «Волк», «Лесная соня», «Летучая мышь», «Ушастые братья». Серия книжки - малышки «Загадки леса»
Наглядные папки: «Инструменты и машины», «Сова. Многочисленная семья», «Беловежская пуща», «Зубр - символ Беловежской пущи».
Коллажи: «Лесники разных стран мира», «Такие разные гнёзда».
Развивающая игра «Цепи питания. Животные».
Игра «Перфокарты: птицы и животные».
Картотека игр по экологии.
В ходе организации тематических исследовательских проектов совместно с воспитанниками группы были созданы коллажи, рисунки, проведены опыты по теме проекта, наблюдения.
Для реализации задач педагогического проекта в учреждении дошкольного образования была организованна неделя проектно-тематического планирования, в ходе которой воспитателями групп были реализованы тематические проекты с воспитанниками:«Удивительная вода», «Воздух», «Птицы- наши пернатые друзья», «Мир растений», «Животные фермы», «Культура питания», «Бытовая техника. Чудо-вещи вокруг нас».
Деятельность по реализации задач проекта с воспитанниками в 2017/2018 учебном году: родительское собрание «Ребёнок-исследователь. Тема «Аисты», краткосрочные исследовательские проекты: «Аисты», «Белы бусел» , «Родственники аиста», «Большая семья», «Аистообразные», «Редкие птицы», «Аист- птица безголосая».
Созданы дидактические материалы:
– альбомы: «Аисты», «Сказки», «Использование пера», «Аисты-разини», «Аисты-клювачи», «Аисты вида ябиру»
– наглядные папки «Рисуем вместе: дети и родители», «Жизненный цикл аиста», «Легенды и мифы о лелеке», «Аистовые», «Род «Марабу»
– книжки-малышки «Загадки», « Редкие птицы»
– книжки-самоделки «Стихи», «Белокрылая птица», «Аисты», «Большая семья», «Аистообразные»
– лэпбук «Аисты»
– наглядная коллекция «Какие разные крылья»
– коллажи «Мои родственники», «Большая семья», «Что я ем», «Аистообразные», «Редкие птицы» , «Аисты вида ябиру»
– развивающие игры «Кто где живёт», «Сложи птицу», «Цепи питания», «Меню для аиста», «Какие бывают аисты».
Применение технологии проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе дошкольников позволило повысить профессиональный уровень педагогов учреждения. Педагоги приобрели умения проектно-тематического планирования образовательной деятельности с дошкольниками, пополнили предметно-пространственную среду в группах, структурировали методический материал по темам проектов. Между педагогами и родителями воспитанников установилась атмосфера сотрудничества и сотворчества. Родители активно участвуют в реализации задач тематических проектов, выполняют поручения и домашние задания педагогов.
Для достижения результатов применяются следующие формы работы:
- создание в группе центра «Познайка»
- опыты в исследовательском уголке
- осуществление тематических исследовательских проектов
- коллекционирование, создание наглядных материалов, коллажей и.т.п.
- наблюдения
- опыты и эксперименты в живой и неживой природе
- экскурсии
- изучение литературных источников
- приобщение родителей к совместной деятельности с детьми.
Применение технологии проектно-исследовательского обучения с дошкольниками обогащает образовательный процесс. Дети включаются в различные виды творческой и практической деятельности, находятся в непосредственном контакте с разными объектами социальной среды. Опыт применения проектно-исследовательской деятельности показал, что у детей формируется умение видеть проблемную ситуации, активизируется желание искать пути разрешения проблемной ситуации, формируются начальные предпосылки исследовательской деятельности, развиваются коммуникативные способности, умение общаться друг с другом, способность к самостоятельному творчеству, логическое мышление.Воспитанники учреждения представили две исследовательские работы на конкурсе исследовательских работ для детей дошкольного возраста по результатам работы над тематическими исследовательскими проектами «Цветная неделя» и «Бытовая техника. Чудо-вещи вокруг нас».
В ходе реализации педагогического проекта в учреждении разработана система организации методического сопровождения применения технологии проектно-исследовательской деятельности:
- Цель внедрения технологии проектно-исследовательской деятельности в учреждении дошкольного образования: повышение качества оказания образовательных услуг и развитие потенциала учреждения дошкольного образования в соответствии с запросами семьи, общества, государства.
2. Приоритетными задачами внедрения технологии проектно-исследовательской деятельности в учреждении дошкольного образования являются:
- повышение качества образовательного процесса;
- повышение уровня методической и предметной подготовки педагогов;
- развитие профессиональной компетентности педагогов;
- обогащение образовательного процесса эффективными педагогическими технологиями;
- организация работы по изучению новых форм и методов развития, обучения и воспитания;
- распространение эффективного педагогического опыта;
- стимулирование педагогического творчества на основе развития профессиональной деятельности;
- активизация работы по повышению психолого-педагогической компетентности законных представителей воспитанников, активное включение их в образовательный процесс;
- становление и развитие субъектной позиции ребёнка дошкольного возраста;
- методическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности.
Руководитель учреждения дошкольного образования вправе самостоятельно в каждом отдельном случае (с учетом конкретных обстоятельств) решать вопрос о том, является ли та или иная проблема потребностью для внедрения новых технологий в образовательный процесс учреждения дошкольного образования. При этом необходимым условием для внедрения технологии проектно-исследовательской деятельности в образовательный процесс является определение и наличие всех составляющих компонентов деятельности в рамках педагогического проекта:
- Потребность (проблема).
- Мотив.
- Актуальность.
- Цель.
- Задачи.
- Технология.
- Действие (реализация задач).
- Результат, продукт.
- Эффективность.
Учитывая потребность внедрения новой технологии в образовательный процесс необходимо разработать педагогический проект. Разработка проекта проходит несколько этапов:
- Определение проблемы.
- Определение цели.
- Научное обоснование проблемы.
- Определение темы.
- Изучение спроса на продукт проекта.
- Изучение мотивации педагогов.
- Поиск и определение форм, методов, сроков реализации проекта.
- Организационная работа, оформление проекта, экспертиза, утверждение.
- Реализация проекта. Практическая деятельность.
- Презентация проекта, продукта проекта.
- Оценка деятельности.
- Определение эффективности проекта и постановка цели развития.
Содержание и оформление проекта регламентируется нормативными
правовыми актами в сфере дошкольного образования.
Структура и оформление проекта содержит:
- титульный лист
- сведения о руководителе и разработчике проекта
- обоснование и актуальность проекта
- основная идея проекта
- цель проекта
- задачи проекта
- теоретическое обоснование проекта
- список литературы
- структура и содержание проекта, сроки реализации
- календарный план работы по реализации проекта
- критерии и показатели эффективности реализации проекта
- кадровое и материально-техническое обеспечение проекта.
В соответствии с поставленными задачами в методическом
планировании проектной деятельности должны быть отражены следующие направления:
- организационная работа: определение цели, задач, основного замысла работы, тематики, формы и продукта работы на каждом этапе;
- формирование проектных групп;
- групповое обсуждение идей проекта, составление индивидуальных планов работы для участников проекта;
- практическая реализация проекта;
- промежуточный контроль плана работы;
- реализация проекта (с учётом корректировки);
- анализ информации о реализации этапов работы;
- обобщающий этап: подведение итогов, анализ выполненной работы;
- оформление результатов.
Годовое планирование образовательного процесса осуществляется в соответствии с годовым планом учреждения дошкольного образования, календарным планом по реализации проекта и на основе нормативной правовой базы в области дошкольного образования. Работа над реализацией педагогического проекта и форма планирования образовательного процесса в рамках проекта утверждаются решением педагогического совета. Определяются участники реализации проекта, которые реализуют проектно-тематическое планирование образовательного процесса с воспитанниками. Специально-организованная деятельность регламентируется типовым учебным планом дошкольного образования.
В рамках педагогического проекта проектно-исследовательская деятельность с воспитанниками планируется и организуется в зависимости от сроков реализации тематического исследовательского проекта, а именно:
1.На один день – для краткосрочных проектов.
- На одну неделю – для краткосрочных/среднесрочных/долгосрочных проектов.
- На один месяц – для долгосрочных проектов.
В случае, если тематический исследовательский проект с воспитанниками
является долгосрочным (до одного года), педагогу следует оформлять работу в виде недельного планирования – «паутинки».
Планирование проектно-исследовательской деятельность включает:
- тема
- цель
- виды детской деятельности
- содержание нерегламентированной деятельности
- методический материал по теме
- продукты деятельности воспитанников
- задания, выполненные воспитанниками совместно с родителями
- материалы о работе над темой
- дневник педагога о работе по теме
- продукт исследовательского проекта.
Важным условием реализации проектно-исследовательской деятельности является использование эффективных форм взаимодействия с родителями (законными представителями), обеспечивающих продуктивность общения всех участников образовательного процесса. При реализации проектно-исследовательской деятельности необходимо осуществлять дифференцированный подход при взаимодействии с семьями воспитанников с учетом социальнопсихологических характеристик тех или иных групп родителей, типов семей и условий их жизнедеятельности. Различные формы работы по повышению психолого-педагогической компетентности законных представителей воспитанников (родительские собрания, заседание родительского клуба, презентация опыта семейного воспитания, практические занятия, домашние задания по теме проекта, мастер-классы и т.п.) должны стать приоритетными в работе учреждения дошкольного образования, что позволит сделать родителей полноценными участниками образовательного процесса. (приложение 8)
При организации образовательного процесса в течение дня актуальной является проблема создания безопасной, здоровьесберегающей, психологически комфортной и адаптивной среды жизнедеятельности воспитанников.
Результаты мониторинга
готовности педагогов - участников
к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в ГУО «Гатовский ясли-сад № 1» в реализации педагогического проекта за период 2016/2017-2017/2018 учебный год
В зоне показателей готовности оказались умения педагогов:
а) умения проводить отбор вариативного содержания образования;
б) умения организовывать познавательно-исследовательскую деятельность с детьми, в том числе в малых группах и индивидуально;
в) умения поддерживать детскую инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
Участникам педагогического проекта были также предложены анкеты с целью изучения их личностных и профессиональных характеристик в ходе реализации проекта:
- «Восприимчивость педагогов к новшествам»;
- «Мотивационная готовность педагогов к освоению новшеств»
- «Шкала самооценки уровня тревожности» (Ч.Д.Спилберга, Ю.Л. Ханина)
- «Диагностическая карта затруднений педагога»
- «Тест на удовлетворённость работой» (Р.Кунина)
Мониторинговое исследование выявило:
— достаточное знание педагогами специфики познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, роли детско-взрослых (и детских) сообществ в развитии детей дошкольного возраста (когнитивный аспект);
— умение педагога осуществлять выбор вариативного содержания, развивающих методов и форм (способов организации) для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (технологический аспект);
— умение педагога создавать условия познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в группе и на участке детского сада (методический аспект).
Анализ анкетирования выявил:
- У всех педагогов-участников отмечен оптимальный уровень восприимчивости к новшествам (постоянное стремление к самообразованию, умение следить за передовым педагогическим опытом и стремление внедрить его с учётом изменяющихся образовательных потребностей, индивидуального стиля педагогической деятельности; способность видеть перспективу своей деятельности, открытость новому);
- высокий уровень инновационного потенциала педагогов-участников (преобладание мотивов, связанных с возможностью самореализации личности: высокий уровень профессиональных притязаний, потребность в самовыражении, самосовершенствовании, стремление быть замеченным и по достоинству оцененным);
- наличие умеренной тревожности («полезной тревожности») в момент обследования: (реактивной тревожности как состояния и личностной тревожности как устойчивой характеристики человека);
- низкий уровень наличия затруднений у педагогов-участников в ходе реализации педагогического проекта;
- высокий уровень удовлетворённостью работой в процессе реализации проекта (положительные ответы (75 %) на такие утверждения, как- «Я имею возможности развивать свои навыки, повышать знания», «Моё мнение на работе принимается во внимание, учитывается», «Педагогический проект близок и понятен мне», «За последние шесть месяцев состоялся разговор, в ходе которого моя работа анализировалась и была должным уровнем оценена», «Меня похвалили за достижения в течение последних семи дней», «Мои сотрудники и коллеги лояльны к осуществлению мной проекта»)
Таким образом, изучение готовности педагогов-участников к организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников говорит о её высоком уровне, выявлена дальнейшая заинтересованность педагогов в реализации педагогического проекта .
Сравнительный анализ результатов диагностики развития психических процессов воспитанников средней группы
в ходе реализации педагогического (октябрь 2017 - апрель 2018)
Общее количество протестированных детей 25
Диагностируемый показатель - развитие психических процессов
Методика - экспресс диагностика Н.Н. Павлова, Л.Г. Рудейко
Октябрь 2017
Диагностируемый показатель
|
Высокий уровень развития
|
Достаточный уровень развития
|
Недостаточный уровень развития
|
- Восприятие формы, пространственных отношений
|
16 детей
64%
|
8 детей
32%
|
1 ребёнок
4%
|
2. Мышление
|
8 детей,
32%
|
16 детей
64%
|
1 ребёнок
4 %
|
3. Память
|
3 ребёнка
12%
|
17 детей
68%
|
5 детей
20 %
|
4. Внимание, общая осведомлённость
|
23 ребёнка
92%
|
2 ребёнка
8%
|
Не выявлено
|
Апрель 2018
Диагностируемый показатель
|
Высокий уровень развития
|
Достаточный уровень развития
|
Недостаточный уровень развития
|
- Восприятие формы, пространственных отношений
|
22 ребёнка
88%
|
3 детей
12%
|
Не выявлено
|
2. Мышление
|
18 детей,
72 %
|
7 детей
28%
|
Не выявлено
|
3. Память
|
11 детей
44%
|
12 детей
48%
|
2 ребёнка
8%
|
4. Внимание, общая осведомлённость
|
24 ребёнка
96%
|
1 ребёнок
4%
|
Не выявлено
|
Вывод: сравнительный анализ высоких показателей развития психических процессов показывает и подтверждает тот факт, что работа над реализацией педагогического проекта наилучшим образом способствует развитию мышления, а также памяти у детей (наблюдается проявление способности у части детей решать задачи по представлению; дети могут сравнивать предметы по форме и цвету, выделять отличия по другим признакам. Увеличивается объём памяти, дети хорошо запоминают всё, что представляет для них жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик). Улучшился также показатель развития внимания и восприятия у воспитанников (развивается в процессе обучения способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном, расширился кругозор, повысилась общая осведомлённость). Количественный процент детей с показателями недостаточного уровня развития уменьшился.
Представление результатов реализации педагогического проекта
Представление результатов реализации педагогического проекта на мероприятиях разного уровня:
|
Уровень
|
ФИО участника проекта, должность
|
Форма проведения
|
Тема
|
Категория участников, кол-во
|
Учреждение образования
|
Леус В.И. - воспитатель
Леус В.И. - воспитатель
Леус В.И. - воспитатель;
Артименя И.Н.- зам. заведующего по ОД
|
Открытое занятие
Открытое занятие
Родительское собрание, мастер-класс
|
«Аисты»
«Ребёнок- исследова-тель. Тема «Аисты»
|
Педагоги учреждения
Педагоги учреждения
|
Район
|
Леус В.И. - воспитатель;
Олизарович М.Р.- педагог-психолог;
Артименя И.Н.- зам. заведующего по ОД
|
Методическое объединение
|
«Проектно-исследовательская деятель-ность в образова-тельном процессе дошкольни-ков»
|
педагоги Минского района
|
Область
|
Заявка на публикацию в журнале «Образование Минщины»
|
Сопоставляя компоненты информационной, технологической и социально-коммуникативной компетентностей с инструментальными навыками и умениями, которые формируются в познавательной деятельности у дошкольников, можно сделать вывод о том, что присвоение этого опыта происходит в одной плоскости. Поэтому организация проектно-исследовательской деятельности дошкольника должна иметь практико-ориентированный характер и при этом быть личностно ориентированной на потребности и интересы конкретного ребенка.
Работа в ходе реализации педагогического проекта позволила определить педагогические условия формирования ключевых компетентностей детей дошкольного возраста в исследовательской деятельности.
Первое условие. При организации проектно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста необходимо учитывать содержание и формы, проектирующие определенный тип сознания и мышления дошкольников. Эмпирическое содержание исследовательской деятельности формирует эмпирическое мышление, содержание познавательной деятельности, направленное на усвоение системы научных понятий, формирует теоретическое мышление и основы теоретического сознания.
Второе условие. При организации проектно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста исследуемый материал должен представлять нечто новое, необычное, контрастное, входить в противоречие с какими-то представлениями дошкольников. Дети дошкольного возраста, как многократно отмечали многие ученые, уже по своей природе исследователи. Активно-деятельностная природа ребенка, его стремление к участию в общественной жизни, деятельности, многообразных отношениях, общении, с одной стороны, и недостаток опыта, знаний, умений и навыков для реального, действенного участия в жизненном процессе, его природная и социальная незрелость – с другой, объясняют особенности образовательного процесса. Это противоречие – реальная движущая сила, стимул для детей к познанию, к активному участию в исследованиях. А поисковая, исследовательская активность и является одним из основных механизмов развития в ребенка.
В основе исследовательского поведения лежит внимание. Для того чтобы заинтересовать дошкольников проектно-исследовательской деятельностью, необходимо учитывать особенности внимания, которые формируют интерес к объекту исследования.
Третье условие. При планировании проектно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста необходимо использовать смену разновидностей данной деятельности (исследование, моделирование, проектирование, экспериментирование), разнообразные интерактивные формы организации деятельности, механизмы индивидуальной включенности в деятельность ребенка в зависимости от его социального опыта. Дошкольнику, включенному в проектно-исследовательскую деятельность, постоянно приходится непрерывно осваивать новую информацию, решать задачи, анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, обобщать.
Четвертое условие. При организации проектно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста ведущая роль педагога должна сохраняться, но у детей должно оставаться ощущение, что проблема и способы ее решения выбраны ими самостоятельно.
Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль ребенка в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате дети должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.
Пятое условие. При планировании проектно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста целесообразно использовать метод проектов, который может охватывать содержание нескольких образовательных областей.
В ходе реализации педагогического проекта в учреждении воспитатели групп реализовали тематические исследовательские проекты с воспитанниками, что позволило успешно реализовать годовые задачи учреждения, активизировать взаимодействие с законными представителями воспитанников в триаде родители-дети-педагоги, вовлечь весь педагогический коллектив в решение актуальных вопросов образования детей дошкольного возраста на современном этапе.
Заместитель заведующего по ОД И.Н. Артименя
раскрыть » / « свернуть