«Нравственное воспитание дошкольников»
Личностное становление ребенка начинается очень рано. В целостном процессе его развития нравственность занимает важное место. В дошкольном возрасте наибольшее влияние на нравственное развитие ребенка оказывает взрослый. Ребёнок делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослыми, перенимая у них опыт социального поведения, ориентируясь на оценку взрослого. Первые уроки нравственности ребенок получает в семье. В дошкольных учреждениях ведущая роль в данном процессе принадлежит педагогу. Его деятельность становится еще эффективней при активном взаимодействии с родителями.
Каждый возрастной период развития дошкольника имеет свои особенности. Нравственное развитие тесно связано с различными психическими процессами. Так, в раннем возрасте доминирует восприятие, с чем связана непосредственность в поведении ребенка. Позднее доминирующее значение приобретает память, как основа накопления и сохранения личного опыта. Затем на первый план постепенно выступает мышление, обуславливающее обобщение факторов нравственного содержания. Внешние условия жизни и воспитания детей, сочетаясь с развивающимся внутренним миром, определяют социальную ситуацию развития. Связующим звеном между внешним и внутренним миром ребенка являются его переживания. Эмоциональность выражается в индивидуальном отношении к окружающему.
Нравственное формирование личности дошкольника требует соблюдения определенных педагогических условий:
• четкой постановки воспитательных задач, направленных на создание гуманных взаимоотношений в детском коллективе;
• доброго отношения воспитателя к детям, стремления понять ребенка, его состояние, мотивы поступков;
• создания условий для активной деятельности детей, формирующей доброжелательные отношения, принципы коллективизма.
Педагог в своей работе по нравственному воспитанию опирается на деятельностный подход. Это значит, что педагогическим инструментом воспитания служат разные виды деятельности детей. Дошкольники, опираясь на пример воспитателя, показ, слово, овладевают определенными действиями, нормами поведения. Приобретенный опыт служит основой для осуществления деятельности и игры. Обучение детей нормам нравственного поведения воспитатель осуществляет в совместной игре или совместном труде. Позднее он переходит к «внешнему» руководству, помогает устанавливать игровые и личностные взаимоотношения в самостоятельной деятельности, преодолевать конфликты, создает условия для формирования их взаимоотношений на основе правил уважения, вежливости, терпимости, взаимопомощи и т. д.
Любое обобщение – это проявление умственной деятельности, элемент сознания. Говоря о единстве нравственного сознания, эмоций и поведения, следует помнить, что каждый из этих факторов играет разную роль в нравственном развитии ребенка. Поэтому в раннем возрасте (до трех лет) преобладают действия по принципу «я хочу», отмечается слабое развитие произвольного поведения. В 3–4 года у ребенка начинает развиваться образное мышление. Это позволяет ребенку идти от мысли к ситуации, от правила к действию. Но эти правила (в виде словесных требований, инструкций) еще слабо реализуются ребенком. В 4–5 лет под контролем педагога дошкольник значительно продвигается в способности действовать по правилу. К 6–7 годам он в достаточной мере овладевает действиями по правилам.
Развитие трудовой деятельности дошкольника связано с осознанием им новых мотивов общественной направленности. Посильное участие в труде взрослого, а затем самостоятельная деятельность способствуют формированию трудовых умений, способности к волевому усилию, пониманию необходимости и важности труда в жизни людей.
В развитие образного мышления большую роль играет литература. Проза, поэзия, фольклор, насыщенные образами, отражающими такие категории, как добро и зло, обогащают сознание ребенка. Работая с литературой, педагог опирается на образность, выразительность речи, точность речевых средств. Особенно это важно при определении внутреннего состояния персонажей. Яркость, контрастность литературных образов, их переносный смысл пробуждают интерес ребенка, его творческое начало.Особое значение педагог придает творческим работам детей. Например, воспитатель может предложить детям определить сходство и различие сюжетов сказок, дать сказке или рассказу другое название, придумать конец рассказа, нарисовать иллюстрации к сказке; раскрывается содержание таких нравственных категорий, как добро, справедливость, долг, совесть, трудолюбие, честь. При этом абстрактные для ребенка понятия раскрываются через образы понятных и доступных сказок, рассказов, стихов.
Игра – одно из наиболее эффективных средств воспитания дошкольника.
Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера), ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между ребенком и взрослыми. Общение, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой, происходит нравственное воспитание ребенка.
Нравственное воспитание рассматривается как одна из важнейших сторон общего развития ребёнка. Реализация задач нравственного воспитания осуществляется во всех видах детской деятельности и призвано обеспечить воспитание у ребенка гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, городу (поселку), Родине, уважение к людям, государственной символике.
В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение ко взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и действия других детей.
Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. Недооценка важности воспитания нравственных качеств с ранних лет приводит к несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки и эгоизма. От того, как будет воспитан дошкольник, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. В дошкольном учреждении необходимо целенаправленно создавать условия для формирования нравственной культуры воспитанников.
раскрыть » / « свернуть