Задачи развития воспитанника в деятельности: • обогащать словарный запас ребенка на основе представлений об окружающей жизни, содействовать правильному пониманию слов, их употреблению, уточнять обобщающие понятия, подвести к элементарному осознанию слова и словесных отношений; • расширять круг грамматических явлений, усваиваемых детьми, побуждать к активному поиску правильной формы слова; • развивать фонематическое восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат, речевое дыхание, умение пользоваться интонационными средствами выразительности, формировать правильное произношение всех звуков родного языка; • развивать умения слушать и понимать речь окружающих людей, участвовать в диалоге; самостоятельно составлять описательные и повествовательные рассказы.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Словарь. Расширение активного словаря детей различными частями речи (существительными, прилагательными, глаголами): названиями предметов, их качеств, свойств, действий. Умение сравнивать предметы по размеру, цвету, называть их. Употребление обобщающих слов, обозначающих видовые (пальто, куртка; чашка, стакан) и родовые (игрушки, одежда, мебель, овощи, фрукты, посуда) понятия. Употребление слов, обозначающих материал (дерево, стекло, пластмасса и др.), пространственные отношения (далеко, близко, рядом, около и др.), свойства и качества предметов (твердый и мягкий, тонкий и плотный, прозрачный и непрозрачный и т. п.). Понимание некоторых многозначных слов, сочетаемости разных слов (идет мальчик, идет автобус, идут часы и др.). Умение различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (веселый—радостный; сильный—слабый, быстрый—медленный). Умение подбирать разные слова и их формы для обозначения одного и того же объекта (кот — котик, киска, коток, Котофей, мурлыка). Объяснение происхождения некоторых слов (подосиновик, заречный и т. д.). Понимание смысла загадок, пословиц и усвоение образных выражений из них.
Грамматический строй речи. Освоение грамматического оформления высказываний: изменения существительных по числам, падежам; спряжения глаголов по лицам и числам, временам, образования глаголов повелительного наклонения (спой, попрыгай, ляг); образования уменьшительно-ласкательных наименований; согласования слов между собой (прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; глаголов с существительными в числе и роде). Освоение трудных форм: родительного падежа единственного и множественного числа существительных; отдельных неизменяемых слов (играть на пианино, спрятаться за пианино) и др. Образование слов: названий детенышей животных, употребление их в единственном и множественном числе; названий предметов посуды (сахар — сахарница, мыло — мыльница, но масло — масленка, соль — солонка); звукоподражательных глаголов (ворона кар-кар — каркает, поросенок хрю-хрю — хрюкает); отыменных глаголов (мыло — мылит, учитель — учит). Стремление догадываться о смысле незнакомых слов. Употребление разных типов предложений (простых с однородными членами, сложносочиненных, сложноподчиненных).
Звуковая культура речи. Развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, речевого и фонематического слуха, использование умеренного темпа речи, интонационных средств выразительности.
Усвоение правильного произношения согласных звуков: [с], [с′], [з], [з′], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [л′], [р], [р′]. Четкое произношение слов, фраз. Осознание особенностей своего произношения. Термины «звук», «слово», сравнение слов, близких и разных по звучанию, длинных и коротких; подбор слов на заданный звук. Интонационное выделение звука в слове. Последовательность произнесения звуков в слове.
Связная речь. Развитие форм разговорной речи, обогащение содержания разговоров с детьми темами о фактах и явлениях, воспринятых за пределами детского сада и опосредованно (индивидуально и в подгруппах). Формирование диалогической речи детей при осуществлении совместной деятельности. Умение пересказывать содержание сказки или короткого рассказа, как уже знакомых, так и впервые прочитанных на занятии. Составление рассказов по содержанию картины, из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Описание игрушек (предметов), сравнение их. Придумывание событий, предшествующих изображенному на картине и последующих. Элементарное осознание структуры связного текста (начало, продолжение, конец); соединение некоторыми способами предложения и части высказывания между собой; включение в повествовательные тексты элементов описания, рассуждения, диалогов действующих лиц, точных и образных слов.
Мэта: фарміраванне ўстойлівай цікавасці і станоўчых адносін да нацыянальнай мовы, жадання авалодаць беларускай мовай; выхаванне асноў нацыянальнага светапогляду.
Задачы развiцця выхаванца ў дзейнасцi: • садзейнічаць адрозненню дзецьмі беларускага і рускага маўлення; • пабуджаць да ўзнаўлення кароткіх літаратурных твораў на беларускай мове, да разыгрывання іх; • развіваць элементарныя навыкі зносін на беларускай мове.
З М Е С Т
Слоўнік. Узбагачэнне беларускага слоўніка дзяцей словамі — назвамі прадметаў асяроддзя, іх якасцей, дзеянняў. Разуменне і ўжыванне абагульняльных слоў (цацкі, посуд, адзенне, мэбля). Засваенне форм ветлівасці (добрай раніцы, добры дзень, добры вечар, дабранач, да пабачэння, дзякуй, калі ласка, смачна есці, прабач).
Граматычны лад маўлення. Засваенне некаторых асаблівасцей граматычнага ладу беларускага маўлення: множнага ліку назоўнікаў (дамы, лясы, вокны); роднага склону назоўнікаў (санак, лыжак, лялек); месна га склону назоўнікаў (на назе, у руцэ, на двары); да вальнага склону назоўнікаў (дапамагчы Аленцы, дапамагчы Янку); за гад нага ладу дзеясловаў (мый, сядай, пі, паскачы); форм 3-й асобы адзіночнага і множнага ліку дзеясловаў (ідзе, піша, ма люе, варыць, гуляюць, хочуць); асаблівацей роду некаторых на зоў нікаў (смачны яблык, калматы сабака). Разуменне і ўменне суадносіць з малюнкамі назвы жывёл і іх дзіцянят (кошка — кацяня, качка — качаня, ліса — лісяня).
Гукавая культура маўлення. Правільнае вымаўленне спецыфічна беларускіх гукаў: фрыка тыўных [г], [г′]; заўсёды цвёрдых гукаў [ч], [р] ізалявана (у гу ка пе раймальных словах), у словах і фразах; гука ў у словах і фразах. Дыферэнцыяцыя ў вымаўленні і на слых слоў, падобных у рускай і беларускай мовах (дети — дзеці, ложка — лыжка, река — рака, уши — вушы і да т. п.).
Звязнае маўленне. Слуханне і разуменне мовы выхавальніка, адказы на яго пы танні. Праслухоўванне беларускіх народных забаўлянак, казак, твораў беларускіх пісьменнікаў для дзяцей; адказы на пытанні па іх змесце. Адказы на пытанні па змесце карцін і пры апісанні цацак. Стварэнне выказванняў, самастойных па задуме і моўным афармленні. Садзейнічанне станаўленню рэпрадуктыўнага маўлення дзяцей на беларускай мове.
|
Задачи развития воспитанника в деятельности: • приобщать детей к богатству русского и белорусского языков, формировать ценностное отношение к ним; • развивать активную речь детей, содействовать налаживанию их речевого общения в совместных играх, других видах деятельности; • формировать элементарное осознание языковой и речевой действительности;• совершенствовать умения слушать и понимать речь окружающих людей, участвовать в диалоге; • самостоятельно составлять описательные и повествовательные рассказы; • развивать словесное творчество.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Словарь. Обогащение словаря на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Подбор слов, наиболее точно обозначающих свойства, качества, признаки предметов (хрупкий, прозрачный, бесцветный, звонкий), а также материал, из которого они сделаны (дерево, пластмасса, стекло, металл, ткань и т. п.). Овладение некоторыми видовыми и родовыми понятиями, осуществление их дифференциации (тарелка глубокая и мелкая; транспорт наземный, подземный, воздушный, водный; одежда зимняя, летняя, демисезонная); представлениями о значении (смысле) слова (шепотом — тихо говорить, на цыпочках — тихо идти), необходимости в разговоре употреблять слова в соответствии с их значением. Понимание некоторых отношений между словами: антонимии (свежий хлеб — черствый хлеб; свежая рубашка — грязная, мятая рубашка), синонимии (свежий хлеб — мягкий, теплый хлеб; свежая рубашка — чистая рубашка), многозначности (острый нож, острый язык, острая горчица), активное использование их в речи. Интерес к значению слова, особенно мотивированного (вьюнок — вьется, голубика — голубая, гвоздика похожа на гвоздик). Понимание доступных фразеологизмов (спустя рукава, из пустого в порожнее и т. п.); образных выражений в загадках, объяснение смысла поговорок, использование их в своей речи.
Грамматический строй речи. Осмысленное отношение к грамматической правильности речи, стремление говорить правильно. Стремление использовать в речи различные типы предложений (простые, сложные, с прямой речью), употребление синонимических синтаксических конструкций (В корзинке лежит резиновый мяч. В корзинке лежит мяч из резины. Я вижу резиновый мяч в корзине и т. п.).Умение грамматически правильно изменять различные части речи, согласовывать их между собой; образовывать формы сравнительной степени прилагательных (тихий — тише, умный — умнее); изменять значение слов с помощью суффиксов, придавая им другой смысловой оттенок (полный — полноватый, злой — злющий, слоник — слонишка). Употребление трудных форм знакомых слов (носков, чулок, ботинок, тапочек; одни очки, двое санок; одеть, надеть и т. д.); неизменяемых слов (радио, кофе, кенгуру и т. п.). Образование глаголов, существительных, прилагательных (петух кричит кукареку — он кукарекает; бежал — забежал, перебежал, убежал; продает — продавец; ездит на лыжах — лыжник; шкатулка из дерева — деревянная шкатулка, лодочка из бумаги — бумажная лодочка), сложных слов из двух простых (белый лоб — белолобый); названий детенышей животных (лошадь — жеребенок, курица — цыпленок). Использование разных слов и их форм для называния одних и тех же объектов (заяц — зайчик, заинька, попрыгун, длинноушка).
Звуковая культура речи. Совершенствование артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, речевого и фонематического слуха, четкой дикции. Использование интонационных средств выразительности. Правильное произношение звуков родного языка; дифференциация на слух и в произношении близких в акустическом и артикуляционном отношении согласных звуков (свистящих, сонорных, шипящих: [с]—[с′], [з]—[з′], [с]—[ш], [з]—[ж], [л]—[л′], [р]—[р′]; твердых и мягких: [р]—[р′], [л]—[л′], [с]—[с′] и т. д.; звонких и глухих: [д]—[т], [б]—[п] и т. д.). Интерес к звучащему слову (игры со звуками и рифмами, вопросы о звучании и значении слов, толковании их смысла). Элементарное осознание особенностей своего произношения, оценивание своей речи; стремление совершенствовать ее. Представления о слоговом строении слова, словесном составе предложения. Подбор слов с заданным звуком, близких по звучанию слов.
Связная речь. Развитие форм разговорной речи, обогащение содержания разговоров с детьми темами о фактах и явлениях, воспринятых за пределами детского сада и опосредованно (индивидуально и в подгруппах). Самостоятельный связный и последовательный пересказ произведений (сказок, рассказов), выразительная передача диалогов действующих лиц. Диалоги детей при осуществлении совместной деятельности, инициативность общения, умение вести разговор. Составление описательных рассказов по игрушке, предметной картинке, серии сюжетных картин (соблюдая композицию рассказа, указывая место и время действия, характеризуя персонажей). Придумывание событий, предшествующих изображенным на картинке, и последующих. Составление рассказов из личного опыта, передавая в речи знакомые события, впечатления. Составление рассказов реалистического и фантастического содержания. Использование в речи рассуждений, объяснений; оценка объяснений товарищей. Элементарное осознание структуры связного высказывания.
Мэта: фарміраванне ўстойлівай цікавасці і станоўчых адносін да беларускай мовы, жадання авалодаць ёю.
Задачы развiцця выхаванца ў дзейнасцi: • далучаць дашкольнікаў да багацця беларускай мовы, фарміраваць каштоўнасныя адносіны да яе; •стымуляваць зносіны на беларускай мове; • развіваць пазнавальныя і моўныя здольнасці, назіральнасць адносна моўных з’яў, навыкі маўленчага самакантролю; • звяртаць увагу на моўныя асаблівасці беларускай мовы ў параўнанні з рускай; • развіваць навыкі разумення беларускай мовы, уменне адказваць на пытанні выхавальніка; • заахвочваць дзяцей да самастойных выказванняў на беларускай мове.
З М Е С Т
Слоўнік. Узбагачэнне беларускага слоўніка дзяцей словамі — назвамі акаляючых прадметаў: назвамі цацак, вучэбных прылад (аловак, пэндзаль, сшытак), посуду, мэблі, адзення, хатніх рэчаў (гадзіннік, дыван), жывёл (вавёрка, трус), садавіны і агародніны (цыбуля, бульба); колераў (ружовы, блакітны), якасцей (прыгожы, дужы, смачны, добры, дрэнны); дзеянняў (глядзець, бачыць, сустракаць). Разуменне слоў рускай і беларускай моў, якія супадаюць або падобныя па вымаўленні, але маюць рознае лексічнае значэнне (неделя — нядзеля, диван — дыван). Разуменне і ўжыванне абагульняльных слоў. Ужыванне традыцыйных беларускіх формаў імёнаў (Алесь, Уладзя, Янка, Таццянка, Кастусь, Аленка). Ужыванне форм ветлівасці на беларускай мове.
Граматычны лад маўлення. Разуменне маўленчых выказванняў рознай граматычнай структуры, чуласць да граматычнай правільнасці маўлення на беларускай мове. Некаторыя асаблівасці граматычнага ладу беларускага маўлення: адзіночны і множны лік асобных назоўнікаў (са давіна, агародніна, крупы, дзверы); дапасаванне прыметнікаў да некаторых назоўнікаў (доўгі цень, белае казляня, вясёлы гармонік); утварэнне некаторых склонавых формаў назоўнікаў (бераг — на беразе, гарох — у гаросе, па лясах); пры-належных прыметнікаў (ляльчын, татаў, Алесеў, цётчын); параўнальнай (вышэйшы за) і найвышэйшай формаў прыметнікаў (найпрыгажэйшы); прыслоўяў (уранку, узімку). Спосабы ўтварэння назваў маладых істот (мышаня, тыграня), назоўнікаў са значэннем адзінкавасці (бульба — бульбіна, морква — морквіна). Ужыванне новых слоў у розных фразавых канструкцыях. Фармуляванне пытанняў з дапамогай часціц ці, хіба, ужыванне ў мове прыназоўнікаў, словазлучэнняў з прыназоўнікамі у, да (у лес, да сябра), злучніка але. Спецыфічна беларускія звароты (баліць каму, хварэць на што, хадзіць у грыбы, у ягады, дзякаваць каму, смяяцца з каго і інш.).
Гукавая культура маўлення. Правільнае вымаўленне спецыфічна беларускіх гукаў: [дж], [дз′], [ц′]. Правільнае вымаўленне фрыкатыўных [г], [г′]; заўсёды цвёрдых гукаў [ч], [р], гукаспалучэння шч ізалявана (у гукапераймальных словах), у словах і фразах; гука [ў] у словах і фразах. Правільнае вымаўленне слоў з падоўжанымі зычнымі ў словах (калоссе, варэнне); выразнае вымаўленне ненаціскных галосных. Правільнае вымаўленне рускіх і беларускіх слоў, падобных па гучанні (зверек — звярок, ночь — ноч і да т. п.).
Звязнае маўленне. Слуханне і разуменне беларускага маўлення, мастацкіх твораў на беларускай мове — як празаічных, так і вершаваных; слуханне і разуменне мовы выхавальніка, адказы на яго пытанні. Пераказ кароткіх казак і апавяданняў — як знаёмых, так і ўпершыню прачытаных. Непадрыхтаванае звязнае маўленне (апісанне сітуацыі, вырашэнне пэўнай камунікатыўнай задачы — просьба, распавяданне, тлумачэнне і г. д.). Стварэнне выказванняў самастойных па задуме і моўным афармленні.
Образовательная область: ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Цель: формирование у детей первоначальных лингвистических представлений: широкая ориентировка в языковой действительности, элементарное понимание строения и некоторых закономерностей родного языка; воспитание интереса к языку и речи как явлениям действительности.
Задачи развития воспитанника в деятельности: • формировать представление о слове как языковой единице, о слоговом строении слова;
• учить членению на слова предложений из двух-трех слов; • формировать действие звукового анализа слова.
Слово, его значение. Практическое представление о том, что слово имеет значение, смысл. Интерес к значению слова.
Словесный анализ предложения. Практическое представление о предложении, словесном составе предложения. Членение на слова предложения из двух-трех слов, определение последовательности слов в предложениях. Составление предложения с заданными словами и заданным количеством слов.
Слоговой анализ слова. Практическое представление о слоге как части слова, деление слова на слоги, определение их количества и последовательности в слове. Элементарное осознание того, что смена последовательности слогов ведет к изменению смысла слова (мышка — камыш) или к образованию бессмыслицы. Способ выделения ударного слога в слове, словоразличительная роль ударения (за ´мок — замо ´к). Звуковой анализ слова Определение последовательности звуков в слове, элементарное осознание словоразличительной роли звука (мак — рак, дом — дым, лев — лес). Представление о гласных и согласных звуках, твердых и мягких согласных звуках.
|